Мастер класс в театре

Всем привет! После летнего перерыва в эфире «Восточного фронта» очередной мастер-класс, который, как и было анонсировано ранее, посвящен пигментам. К сожалению, выйти на запланированную регулярность публикаций мастер-классов не получается в связи с большим количеством всяческих забот, но тем не менее, буду стараться продолжать работать в этом направлении, чтобы и дальше делиться с вами накопленным опытом. Благо, тем для будущих материалов более чем достаточно. Вот бы еще пару часиков в сутках….! Никто не поделится? )))))

Ну хватит лирики, перейдем от слов к делу. На этот раз мы обстоятельно поговорим о пигментах. Этот этап тонировки является логическим продолжением тех, о которых мы говорили в предыдущих мастер-классах. Таким образом, у нас вырисовывается общая картина работы над моделью после окраски.
Наиболее удобной последовательностью тонирования является следующая цепочка: фильтр — масляные точки – мастер класс в театре смывка – сколы — пигменты.

Что такое пигмент?

Для начала давайте определимся с тем что такое пигменты. С латинского слово pigmentum переводится как краска. Фактически пигмент является красящим порошком получаемым из различных минералов, марганца, цинка. Пигмент это первичный материал, который многие сотни лет используется для создания всевозможных красителей. Такие привычные для нас атрибуты как акриловые, эмалевые или масляные краски, карандаши, пастельные мелки имеют в своей основе пигменты. Все они различаются между собой лишь вариантами связующих веществ.

Что касается нашего хобби, то можно сказать, что это первичный материал и для моделиста, ведь краски которыми мы пользуемся, будь-то тамиевская нитра в аэрозолях, хамброловская эмаль или акрил Vallejo изготавливаются из одних и тех же пигментов. Даже цвет пластика литниковых рамок модели обусловлен использованием того или иного пигмента! Но само слово пигмент нам стало гораздо более привычным только после появления на рынке брэнда MiG Productions. Именно баночки этой фирмы подразумеваются большинством моделистов при употреблении слова пигмент. Собственно о них и пойдет речь далее.

Пигменты vs пастель

Некоторые коллеги могут возразить, мол зачем использовать дорогие заморские пигменты если всегда можно купить дешевые пастельные мелки и натереть их в порошок? На первый взгляд это кажется логичным, тем более, что и результат получается один и тот же. Но это только на первый взгляд. У фирменных пигментов есть ряд серьезных преимуществ по сравнению с пастелью. Давайте их рассмотрим:

-ПОМОЛ. Фирменные пигменты имеют очень тонкий помол, что позволяет имитировать пыль гораздо более достоверно и в соответствии с масштабом. Кроме того, чем мельче фракция, тем лучше пигмент будет закрепляться в порах краски. Натертая в порошок пастель, напротив, будет грубее и менее реалистичной, её будет сложнее закрепить на поверхности модели. Причина в том, что мы не сможем добиться столь мелкого помола, натирая пастель на наждачной бумаге или с помощью ножа. Это просто невозможно в домашних условиях.

(фото 01) На этом Pz I пыль наносилась с помощью пастели. Если с приличного расстояния пастель визуально не проигрывает пигментам, то при близком рассмотрении хорошо заметны комочки. Фракция пигмента гораздо мельче и таких комочков просто не будет.

-ЧИСТОТА. Пигмент в тюбике является первичным веществом и не несет в себе никаких примесей, в то время, как натертая пастель будет содержать в себе каучук, который является связующим веществом, позволяющим пастельному мелку сохранять свою форму. Понятно, что работать с чистым веществом без примесей будет гораздо удобнее, а результат получится аккуратнее.

-ОТТЕНКИ. Пожалуй, это самое очевидное достоинство фирменного пигмента перед пастелью. На данный момент на рынке представлено столько оттенков пигментов, что вам совершенно не нужно ломать голову над подбором цвета. Достаточно взять готовые тона, которые необходимы для воплощения вашего замысла. Если же работать с пастелью, то вам придется каждый раз подбирать нужный оттенок, что довольно утомительно.

Таким образом, у пастели остается лишь один заметный плюс – это низкая цена. С этим сложно спорить, но ведь мы занимаемся своим хобби чтобы получить удовольствие? Так зачем экономить ценой собственных нервов? Тем более, что тюбика каждого пигмента хватит очень надолго.

Способы нанесения пигментов

Пигменты можно наносить разными способами, как в чистом виде, так и с растворителями или в смеси с другими материалами. Рассмотрим все варианты подробнее:

НАНЕСЕНИЕ НАСУХО

Это самый простой способ с которого любой новичок начинает знакомство с пигментами. Процесс нанесения заключается во втирании пигмента в поверхность модели старой распушенной кистью среднего размера. Этим способом можно имитировать только тонкий слой запыления, так как пигмент держится в порах краски и создать какой-либо объем просто невозможно. Главный минус заключается в том, что пигмент получается не стойким и очень критичен к прикосновению пальцами, поэтому для общего запыления такой метод не очень подходит. Зато, для локальной тонировки будет весьма уместен, например для имитации ржавчины и нагара на глушителях или пороховых газов на дульном тормозе орудия.

(фото 02) На этом Schulpanzer I пигмент просто втерт кистью. К сожалению, такой способ не обеспечивает хорошей стойкости и можно повредить слой простым прикосновением пальцев.

(фото 03) В данном случае пигмент ржавого оттенка втерт в выхлопные патрубки сирийской четверки. Обратите внимание на то, что выхлопные отверстия обработаны копотью – пигмент P023 Black Smoke. Сухое нанесение очень удобно для тонировки глушителей.

(фото 04) Та же ситуация и с глушителями броневагона. Пигменты втерты кистью насухо. Обратите внимание, что использовано сразу несколько оттенков ржавчины, что делает глушитель боле реалистичным.

НАНЕСЕНИЕ С РАСТВОРИТЕЛЕМ (THINNER P239)

В данном случае пигмент наносится на модель все той же старой распушенной кистью, затем область обработанная пигментом смачивается растворителем. Причем сделать это надо как можно меньше касаясь поверхности, чтобы не оставлять следов от кисти. В идеале, вам нужно “ронять” капли растворителя с кисти, держа ее в нескольких миллиметрах над моделью с целью увлажнить всю поверхность с нанесенными пигментами. После высыхания тиннера вы получите тонкий слой загрязнения, который будет довольно уверенно держаться на модели. При необходимости результат всегда можно будет подкорректировать, удалив излишек пигмента ватной палочкой.
Старайтесь по возможности использовать несколько схожих оттенков пигментов, чтобы результат выглядел более интересно.

(фото 05) Рассмотрим этот способ на примере модели броневика Магирус. Пигменты нанесены на борт с помощью кисти. Обратите внимание, что использовано несколько оттенков, чтобы пыль смотрелась не столь монохромной.

(фото 06) Теперь аккуратно смочим поверхность растворителем Thinner P239 с помощью кисти. Лучше всего “ронять” капли с кисточки, не прикасаясь к поверхности.

(фото 07) Такой результат мы получаем через несколько минут, когда тиннер высохнет.

(фото 08) Самое время немного подкорректировать результат, удалив излишки пигмента плоской кистью.

Хочу обратить ваше внимание на то, что поверхности, расположенные высоко над поверхностью (башня, крыша МТО, ствол) пылятся гораздо меньше, чем борта и ходовая часть. В этих местах следует наносить гораздо меньше пигментов.

Отдельно остановимся на тонировке траков. Я зачастую использую металлические траки фирмы Friulmodel, поэтому будем рассматривать технологию на их примере.

(фото 08-2) Готовые собранные и задутые краской гусеничные ленты полностью обмазываем пигментами подходящих тонов, а затем смачиваем ленту растворителем. Очень важно делать это в какой-либо плоской емкости или на газете, так как процедура довольно грязная. После высыхания необходимо пройтись по лентам жесткой кистью, чтобы удалить излишки пигмента.

(фото 08-3) Кстати, пигмент P414 Track Brown можно использовать в качестве базового цвета гусеничных лент перед нанесением пыли и грязи.

(фото 08-4) Что касается пыления колес, то они сначала обмазываются пигментом, потом смачиваются растворителем, а после высыхания вы можете уладить излишек пигмента ватной палочкой или пальцами. Различные потертости можно имитировать зубочисткой или тыльной стороной кисточки.

(фото 08-5) Не забывайте, что с обратной стороны крыльев, подкрылков и бортовых экранов, зачастую скапливается гораздо больше пыли и грязи, чем с внешней. Это необходимо учитывать и на модели.

НАНЕСЕНИЕ С ЗАКРЕПИТЕЛЕМ (FIXER P249)

Использование закрепителя позволяет намертво зафиксировать пигмент на модели. Кроме того, вы сможете имитировать рельефный слой грязи. Принцип нанесения ничем не отличается от предыдущего случая с растворителем Thinner кроме того, что вместо тиннера мы используем фиксер. Данный способ имеет свои особенности. Во-первых, Fixer сохнет гораздо дольше Тиннера. Кроме того, он нивелирует эффект от пигмента, иначе говоря вам необходимо наносить пигмента чуть больше, чем вы хотите увидеть после высыхания. Следует помнить, что в отличие от тиннера, фиксер не позволит вам удалить избыток пигмента после высыхания. Следует быть осторожнее. Старайтесь наносить Фиксер как можно равномернее, чтобы поверхность высыхала с одинаковой скоростью на свей площади. Иначе будет риск образования своеобразных каёмок вокруг медленно высыхающих “островков”.

(фото 09) Рассмотрим нанесение пигмента с закрепителем на примере бульдозера D9. Сначала на борт наносится основной пигмент с помощью кисти.

(фото 10) Затем наносим пару других схожих по оттенку пигментов.

(фото 11) Напоследок добавим немного пигмента более светлого тона для того, чтобы загрязнение выглядело реалистичнее.

(фото 12) После этого, поверхность с нанесенным пигментом смачивается закрепителем Fixer P249. Принцип нанесения такой же, что и при работе с Тиннером. Старайтесь следить за тем, чтобы фиксер попадал на модель максимально равномерным слоем.

(фото 13) Готовый результат после высыхания Фиксера. Запаситесь терпением – Fixer сохнет заметно дольше чем Thinner.

НАНЕСЕНИЕ В ЖИДКОМ ВИДЕ

Данный способ заключается в том, что пигмент наносится на модель уже будучи разведенным каким-либо растворителем. Это может быть миговский Thinner, уайт-спирит или обычная вода. Такой способ хорошо подходит для того чтобы наглухо “закрыть” пигметном тот или иной участок модели. Обычно он является базовым для дальнейшего сухого нанесения пигментов других оттенков.

(фото 14) Этот способ мы рассмотрим на примере глушителя танка Mark V. Для того, чтобы задать плотный базовый слой ржавчины разводим соответствующий пигмент растворителем Thinner P239 и в мокром виде кистью наносим его на деталь. После высыхания можно производить дальнейшие манипуляции по тонировке.

НАНЕСЕНИЕ С АКРИЛОВОЙ СМОЛОЙ (ACRYLIC RESIN P032)

Этот способ позволит нам получить объемный, самостоятельный слой грязи.
Пигмент нужно заранее смешать с Акриловой смолой для того, чтобы имитировать грязь и комья. В эту смесь для большего объема можно добавлять гипс, песок, камешки, мелкую стружку или спитый молотый кофе. Также можно добавить и немного травинок из пакли или специальных наборов. Все эти компоненты можно добавлять в разных пропорциях в зависимости от замысла. Кроме того, если вы хотите получить свежую грязь, то можно добавить и глянцевого лака или специальную миговскую жидкость Wet effect.

(фото 15) Для начала давайте посмотрим какие материалы мы смешиваем с пигментами в данном случае. На этом снимке показаны несколько темных тонов самих пигментов для того, чтобы сделать грязь более интересной визуально. Замешивается смесь на акриловой смоле Acrylic Resin P032. Этот материал очень удобен и является основой, связывающей все компоненты нашей грязюки. Для придания объема в смесь добавлены гипс и спитый кофе. Так как грязь подразумевается свежей, то не обошлось и без глянцевого лака X-22.

(фото 16) Для имитации мелких травинок в смесь можно добавить стриженного льна или пакли и синтетической травы из специальных диорамных наборов.

(фото 17) Здесь видно готовую смесь для имитации грязи. Обратите внимание, что замешивать лучше в подходящей по размеру емкости, которую будет не жалко потом выбросить. Если смесь получилась густоватой, то можно ее немного разбавить обычной водой.

(фото 18) Теперь полученную смесь наносим на модель старой ненужной кистью.

(фото 18-1) То же самое проделываем и с гусеничными лентами.

(фото 19) Другой пример. В данном случае имитировалась старая высохшая и осыпавшаяся грязь. Так как объема особо и не требовалось, пигмент был намешан с акриловой смолой без каких-либо добавок.

НАНЕСЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

Это, пожалуй самый забавный способ нанесения пигментов. Его суть заключается в том, что пигмент предварительно намешанный в густую жижу с закрепителем, акриловой смолой или гипсом наносится на модель посредством сдувания со старой кисти струей воздуха из аэрографа. Надо расположить кисть, смоченную в “грязюке” напротив борта модели и пускать на нее поток воздуха из аэра. Таким способом можно имитировать брызги и мелкие комки грязи.
Можно как полностью загрязнить модель таким способом, так и сделать его эффектным дополнением к одному из вариантов описанных ранее. Для того, чтобы забрызгать модель именно так, как вам хочется, а не как придется, можно использовать кусочки бумаги. Ими можно маскировать верхние участки модели, которые вы не хотите забрызгать.

(фото 20) В данном случае пигмент был смешан с акриловой смолой Acrylic Resin P032. Обратите внимание, что забрызганность имитирована только на нижних участках кабины и кузова – ближе к ходовой. Чтобы брызги не попадали куда не следует, можно наносить их не сбоку, а как-бы снизу-вверх (повторяя то, как они попадают на технику в реальности).

(фото 21) В данном случае в смесь пигмента и акриловой смолы было добавлено немного гипса для того, чтобы у высохших капель был рельеф.

(фото 22) Готовый результат. Хорошо видно, что многочисленные брызги грязи не плоские, а имеют свой рельеф и будут хорошо держаться на модели за счет гипса...

(фото 23) А на этом Цундаппе, напротив, пигмент был намешан только с растворителем Thinner P239 без каких-либо других добавок. Как видно, после высыхания капли стали плоскими.

ПОЛИРОВАНИЕ

Этот способ касается лишь пигментов металликов и является вариацией обычного сухого нанесения. В качестве базового слоя для полировки лучше использовать краску металлик, например, тамиевский X-10 Gun Metal или XF-56 Metallic Grey. Главная особенность состоит в том, что вам необходимо не только втереть пигмент в поверхность, но и заполировать его. Для этого лучше всего подойдет ватная палочка, материя или ваши собственные пальцы. Это позволит получить реалистичный глянец металла. Следует соблюдать осторожность, ведь если вы недостаточно наполируете пигмент, то он будет смотреться не очень достоверно, если же перестараться, то можно просто протереть краску до пластика или металла.

(фото 24) Самым удобным инструментом для нанесения пигментов-металликов являются ваши пальцы. Нужно просто макнуть палец в баночку с пигментом и полировать деталь. Такой способ очень удобен при тонировке беговых поверхностей опорных катков...

(фото 25)...а также и при работе со стволами зенитных орудий. В данном случае ствол Мебельвагена сначала задут акрилом XF-56.

(фото 26) А затем заполирован пигментом P231. Технология очень проста: макаете два пальца в пигмент, а затем зажимаете между ними стволик и начинаете его вращать, тем самым полируя поверхность. На этом кадре мы видим уже готовый результат.

(фото 27) Левая сторона стволика покрашена обычным металликом, а правая уже обработана пигментом P231 Gun Metal. Разница налицо! Как в телевизионной рекламе! )))

Что мы можем имитировать с помощью пигментов?

Выше мы рассмотрели различные способы нанесения пигментов на модель. Теперь, освоив технологию, самое время поговорить о том, что мы можем имитировать с помощью пигментов. Первое, что придет в голову большинству моделистов, конечно же, запыление и загрязнение. Это, пожалуй, самый популярный способ применения пигментов.

ЗАПЫЛЕНИЕ и ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Какие цвета пигментов подойдут нам для этой процедуры? Все зависит от того на каком театре военных действий и в каких условиях применялся прототип нашей модели.
Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных тематик и оттенки, которые для них подойдут:

Техника на Восточном фронте:
P034 Russian Earth – русская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль
P040 Volcanic Sand – вулканический песок (имитация чернозема)
F605 Graveyard Dirt – кладбищенская грязь
F615 Post Apocalypyic Earth – постапокалиптическая земля
(два крайних пигмента хоть и называются довольно экстравагантно, но отлично подойдут для тонировки моделей бтт.)

(фото 28) Тонировка техники с привязкой к Восточному фронту на примере B1 bis.

Техника в Европе:
P028 Europe Dust – европейская пыль
P415 Light European Earth – светлая европейская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль

(фото 29) Тонировка техники с привязкой под Европу на примере крана ФАМО.

Городская техника и Уличные бои:
P039 Industrial City Dirt — городская грязь
P029 Brick Dust – кирпичная пыль
P030 Concrete — бетон
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P028 Europe Dust – европейская пыль

(фото 30) Тонировка гражданского грузовика на примере Форда V3000.

Техника в Африке или пустыне:
P038 African Earth – африканская земля
P037 Gulf War Sand – песок войны в заливе
P030 Beach Sand – пляжный песок
P027 Light Dust – светлая пыль

(фото 31) Сирийская четверка в качестве примера пыления модели под пустыню.

Техника во Вьетнаме:
P031 Vietnam Earth – вьетнамская земля
P038 African Earth – африканская земля
F601 Martian Dust – марсианская пыль (звучит нелепо, но под Вьетнам подойдет очень хорошо)

(фото 32) Тонировка техники с привязкой под Вьетнам, на примере Механического Мула.

Ж\Д техника (выпускается отдельным набором):
P235 Cargo Dust – багажная пыль
P236 Grimy Black – угольная копоть
P237 Factory Grey – фабричный серый
P238 Rail Rust – ржавчина рельсов

(фото 33) Этот броневагон был тонирован с применением набора жд пигментов.

Сразу оговорюсь, что вышеперечисленные примеры применения тонов довольно условны и являются скорее рекомендацией, чем единственно верным вариантом применения того или иного оттенка. Не бойтесь экспериментировать с комбинациями оттенков!

Другие варианты применения пигментов

Кроме пыли и грязи пигментами можно имитировать и множество других эффектов. Давайте разберем их на конкретных примерах:

ПОТЕКИ ДОЖДЯ

С помощью пигментов можно имитировать и потеки дождя. Для этого пигмент сначала наносится на модель тонким слоем либо насухо, либо с растворителем Thinner P039. Затем, тонкой кистью, смоченной в воде или тиннере мы делаем многочисленные вертикальные штришки по всем вертикальным и наклонным поверхностям, движением сверху-вниз. Чем больше модель, тем утомительнее будет это занятие, но интересный результат того стоит.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели.

(фото 34) На этом кадре хорошо видны дождевые потеки, воспроизведенные с помощью пигментов на этом ягдтигре. Обратите внимание, что потеки имитированы и на бортах, и на бортовых экранах, и на предкрылках.

ОБЪЕМНАЯ ГРЯЗЬ

Этот способ мы уже рассмотрели выше в главе, посвященной применению пигментов в смеси с акриловой смолой. Повторюсь, что для придания грязи объема, можно добавить в смесь гипс, мелкие опилки, коротко стриженный сантехнический лен или песок.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели. Помните, что если грязь имитируется во влажном виде, то оттенок должен быть темнее.

(фото 35) Использование объемной грязи на примере трактора Lanz.

РЖАВЧИНА

В линейке MiG Productions большое количество пигментов ржавых оттенков.
P024 Light Rust — светлая ржавчина
P025 Standard Rust — стандартная ржавчина
P230 Old Rust — старая ржавчина
P042 Ochre Rust — охристая ржавчина
P416 Fresh Rust — свежая ржавчина
P413 Primer Red — грунтовочный красный
P238 Rail Rust — ржавчина рельсов
Они великолепно подходят как для ржавления каких-либо отдельных элементов: выхлопных патрубков, запасных траков, так и для тонировки разбитой техники. Я предпочитаю наносить ржавчину насухо без каких-либо закрепителей.

(фото 36) Использование пигментов ржавых оттенков на примере разбитой 34ки.

(фото 37) Глушитель этой четверки тонирован несколькими пигментами ржавых оттенков.

КОПОТЬ

Ни один глушитель на танке или автомобиле не обойдется без копоти. Для её имитации отлично подойдет пигмент P023 Black Smoke.
Копоть лучше всего втирать в поверхность насухо, не используя никаких растворителей или закрепителей.

(фото 38) Глушитель на мебельвагене затонирован пигментом Black Smoke. Обратите внимание, что листики, расположенные напротив выхлопной трубы тоже покрыты копотью.

НАГАР НА СТВОЛАХ

Тот же пигмент P023 Black Smoke отлично подойдет и для имитации нагара на стволах. Принцип нанесения тот же, что и при имитации копоти на глушителях. Главное здесь — не переборщить. Многие коллеги стараются очень сильно зачернить дульники, что не очень реалистично, ведь пороховые газы не дают такой копоти, как, например дизельный двигатель. Легкого темного слоя на дульном тормозе будет вполне достаточно.

(фото 39) Нагар нанесен на дульник орудия Тигра. Обратите внимание, что слой копоти не очень толстый, чтобы элемент выглядел реалистично.

(фото 39-1) Тем же пигментом P023 можно имитировать и копоть на технике, вооруженной огнеметами. Как, например, на башне этого фэнтезийного огнеметного шагохода.

ВЫГОРАНИЕ КРАСКИ

Пигментом можно имитировать выгоревшую на солнце краску на технике. Для этих целей выпускается несколько пигментов:
P035 Panzer Grey (Fading) – для тонировки немецкого серого
P036 Allied Green (Fading) – для тонировки союзнического зеленого
P043 Khaki Russian Faded – для тонировки русского хаки
Принцип работы с этими пигментами напоминает технику сухой кисти. Вам нужно взять старую распушенную кисть, макнуть ее в пигмент, стряхнуть излишек и аккуратно втирать в горизонтальные поверхности и выступающие элементы.

(фото 40) Вертикальные поверхности и выступающие элементы этой четверки тонированы пигментом P035 Panzer Grey.

ТОНИРОВКА РЕЗИНЫ

Пигментами можно имитировать и цвет резины на покрышках. Это актуально в том случае, если вы затонировали колесо пигментами пылевых оттенков и хотите выделить рисунок протектора. Для этого нужно макнуть палец в пигмент P023 Black Smoke и пройтись по протектору покрышки. Тот же метод применим и для тонировки гусениц с резиновыми подушками.

(фото 41) Как видно из этого снимка тонировка протектора – довольно простой способ.

(фото 42) Тот же прием использован при тонировке резиновых подушек на траках SdKfz 251. Сначала лента была задута краской и затонирована пигментами пылевых оттенков, а потом подушки тонированы пигментом P023.

ЦЕМЕНТ

Пигментами можно имитировать и цемент. Для этих целей выпускается пигмент P026 Concrete. Если вы хотите имитировать цементную пыль, то достаточно просто нанести пигмент на поверхность так, как это делается с пылевыми оттенками. Если же вы планируете сделать рельефный налипший цемент или бетон, то пигмент необходимо заранее смешать с гипсом и закрепителем и полученную массу наносить на модель.

(фото 43) Эта бетономешалка была обмазана смесью пигмента P026 Concrete, гипса и закрепителя Fixer P249. В процессе высыхания бетон был немного ободран.

КИРПИЧНАЯ ПЫЛЬ

Если вы строите модель с привязкой к уличным боям или задействованную в строительстве, то вам не обойтись без кирпичной пыли. Для этой цели выпускается пигмент P029 Brick Dust. Способ нанесения схож с нанесением обычной пыли.

(фото 44) Имитация кирпичной пыли на примере кузова Форда V3000 Организации Тодта. Использован пигмент P029 Brick Dust. Обратите внимание, что с другого борта кузова имитирована цементная пыль пигментом P026 Concrete.

РЕЛЬЕФ БРЕЗЕНТА

Пигменты можно использовать и для тонировки материи, например брезента или маскировочных сетей на бронетехнике. Для этой цели хорошо подойдет пигмент P036 Allied Green. Нужно макнуть старую распушенную кисть в пигмент. Стряхнуть излишек и втереть в выступающие складки брезента. Этот прием аналогичен методу сухой кисти, но выглядит гораздо мягче и будет обратим с случае неудачного нанесения. Излишек всегда можно стереть.

(фото 45) Тонировка брезента на примере модели бронедрезины.

ОРУЖЕЙНЫЙ МЕТАЛЛ

Пигмент P231 Gun Metal отлично подойдет для тонировки стволов зенитных орудий и стрелкового оружия. Наносить его лучше всего пальцами, втирая и одновременно полируя. Процесс нанесения пигментов металликов был описан выше.

(фото 50) Пример окраски стволика Флакпанцера с использованием пигмента Gun Metal.

(фото 51) Другой вариант – зенитный МГ-34 виттмановского тигра также обработан пигментом.

ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ

В линейке пигментов MiG есть широкий спектр металликов. Кроме упомянутого выше P231 Gun Metal – Оружейный металл, существуют:
F607 Metallic Silver – серебристый металлик
F610 Carbon Steel – Карбон
F611 Stainless Alloy – Нержавейка
F612 Brass – Латунь
F613 Copper — Медь

Они хорошо подойдут для тонировки металлических элементов, таких как траки, ковши, беговые поверхности катков, а также элементов из меди и латуни, в зависимости от оттенка. Методику нанесения пигментов металликов мы уже рассмотрели выше.

(фото 46) Опорные катки, ленивец и звездочка тигра. Обратите внимание, что беговые поверхности обработаны пигментом для имитации полированного металла.

(фото 47) Металликом обработаны грунтозацепы траков. Для нанесения использована ватная палочка.

(фото 48) Пигментом можно обработать и крупные поверхности, например бульдозерный отвал, как показано на этом снимке.

(фото 49) Металлик хорошо подойдет и для полировки казенных частей орудий. Пигмент очень хорошо воспроизводит голый металл.

ФЭНТЕЗИ

В последнее время все большую популярность набирают модели фэнтезийной тематики. Это вселенные Warhammer, Warhammer 40000, Gundam, Dust и многие другие направления. Именно для приверженцев этой тематики выпускается целая линейка фэнтезийных пигментов, среди которых столь экзотические тона как Zombie Green, Plasma Burn, Graveyard Dirt, Neptune Blue, Sulfur Yellow и многие другие. Кстати, многие из них можно применять и в классическом моделизме.

(фото 52) Эта модель из вселенной Warhammer 40000 была тонирована с применением миговских фэнтезийных пигментов.

(фото 53) А этот немецкий шагоход из альтернативной реальности затонирован с применением обычных тонов.

ПЫЛЬ НА ДИОРАМАХ

В заключение, не могу не сказать о том, что без пигментов не обойтись и при создании диорам и виньеток. В принципе, все методы нанесения и варианты использования рассмотренные выше применимы и в диорамостроении. Вы можете применять все оттенки пыли, грязи, ржавчины, металлики и другие тона для создания всевозможных эффектов.

(фото 54) Брусчатка на этой виньетке была тонирована с применением пигментов MiG. Основным оттенком был P039 Industrial City Dirt (городская грязь).

(фото 55) Крупный план. Песок под вскрытой брусчаткой был имитирован пигментом P030 Beach Sand (пляжный песок)

.

В этой работе я постарался максимально широко раскрыть тему применения пигментов. Что касается металликов, то по работе с ними будет подготовлен отдельный мастер-класс, в котором будет более подробно рассказано об особенностях работы.
На этом все, если у вас возникли вопросы – не стесняйтесь спросить, обязательно отвечу.

С вами был Владимир Яшин.

Расскажи друзьям


Источник: http://ost-front.ru/2011/10/01/masterklass5/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Курсы актерского мастерства в Москве, актерская школа-студия - Условия домашнего детсада



Мастер класс в театре Мастер класс в театре Мастер класс в театре Мастер класс в театре Мастер класс в театре Мастер класс в театре Мастер класс в театре

Похожие новости